10.07.2023 09:14
Новости.
Просмотров всего: 8192; сегодня: 3.

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Дом Палибина — один из памятников деревянного зодчества, который отреставрировали и приспособили для современного использования. Рассказываем, как мастера сохранили особняк, построенный в XIX веке, и что в нем планируют открыть.

Реставрацию дома коллежского асессора Гавриила Палибина в Хамовниках можно назвать знаковым событием для поклонников старой Москвы. Памятников деревянного зодчества в столице сохранилось всего около 100, и каждый из них по-своему уникален. Возрождение таких исторических построек — масштабная, кропотливая и сложная работа.

Дом скромного чиновника XIX века.

Дом Палибина виден сразу, как только поворачиваешь с Плющихи на улицу Бурденко. Фасад небольшого здания серо-голубого цвета с мезонином украшен белоснежным гипсовым декором в виде масок-горгон и пальметт (растительного орнамента в виде листа пальмового дерева. Прим. ред.), а также мифическими морскими конями — гиппокампами.

У входа в особняк нас встречает главный архитектор проекта реставрации дома Палибина Владислав Харитонов.

«В первой половине XIX века главный вход в дом располагался сбоку, с восточной стороны. А современный вход, расположенный справа, появился позднее, уже при новых владельцах», — рассказывает специалист, приглашая зайти внутрь.

Дом Палибина — пример типовой послепожарной застройки Москвы. Его возвели по проекту, разработанному специальной комиссией, которая занималась восстановлением Москвы после пожара 1812 года. Тогда для дворянских особняков существовал образцовый фасад, который нужно было использовать всем застройщикам. Именно его, по мнению специалистов, можно увидеть у особняка на улице Бурденко, которая ранее носила название Долгий переулок.

Такие здания разрешалось красить только в два цвета — серо-голубой, или дикий, и зеленовато-палевый. Такой выбор цветов — личное указание императора Александра I, посетившего Москву в 1816 году и решившего таким образом бороться с пестрой окраской города.

«Изначально это был небольшой прямоугольный домик с полуподвалом. Основную часть владения Гаврилы Палибина занимал сад, в глубине владения располагалась деревянная хозяйственная постройка. В таком виде дом простоял больше 30 лет, вплоть до середины XIX века. В 1849 году надворный советник Лев Иванович Недринский расширяет жилое пространство дома за счет дворовой пристройки с антресолями, а в 1857 году уже новый хозяин усадьбы отставной штабс-капитан Александр Иванович Редриков получает разрешение на возведение двух боковых входных групп, меняющих облик главного фасада, ориентированного на Долгий переулок», — отмечает Владислав Харитонов.

С тех пор дом Палибина практически не менялся, как снаружи, так и внутри. Исключение составляют восточные сени, ориентированные на улицу Бурденко, — уже после революции 1917 года они в архивных документах отсутствуют. При этом зданию, по словам архитектора, очень повезло. С момента возведения и до начала 1980-х годов оно не меняло функционального назначения: здесь всегда жили люди, только после 1917-го дом превратили в общежитие.

Возможно, благодаря такой истории деревянный особняк, несмотря на солидный возраст, отлично сохранился. По словам специалистов, при обследовании рубленных стен не было обнаружено масштабных участков биопоражений.

«Особенно трудоемкой была расчистка фасада, которую сделали, чтобы увидеть первоначальное колористическое решение. В этом нам большую помощь оказали волонтеры. Еще до проведения противоаварийных работ они расчистили фасад, загрунтовали стены для покраски и привели в порядок цоколь», — рассказывает Владислав Харитонов.

Фасад был выкрашен в оттенок серо-голубого цвета, так называемый дикий цвет. Архитектурные элементы выделены белой краской. Такое цветовое решение можно увидеть на архивных чертежах середины XIX века.

Обои с путти и изразцы с кавалергардом.

Дом Палибина пережил три реставрации. Первую, затронувшую только фасады, провели в 1950-х годах, вторую — в 1980-х, а третью завершили недавно — на этот раз мастерам поставили задачу сохранить исторический вид здания и приспособить его для современного использования.

Сегодня в деревянном особняке пять проходных комнат на первом этаже, две комнаты с видом на сад на втором и полуподвал. Во время реставрации специалисты восстановили планировку середины XIX столетия, убрали лишние наслоения краски и штукатурки внутри помещений, скопившиеся за прошедшие с момента последнего ремонта годы.

В одной из комнат на стенах и потолке замечаем старинные обои.

«Эту клеевую живопись обнаружили наши старшие коллеги во время реставрации 80-х годов XX века. Можно сказать, что это предтеча наших современных обоев, только выполненных вручную. В одном из зондажей, которые делают для выявления скрытых элементов, реставраторы увидели фрагмент старинных обоев с рисунком в виде цветочного орнамента. При последующих расчистках позднего штукатурного слоя они нашли и другие рисунки: военные атрибуты, маскароны, гирлянды и младенцев путти. Эта интерьерная живопись — часть первоначальной отделки стен, которую выполнили в 1818 году по заказу Палибина», — объясняет Владислав Харитонов.

Благодаря этим находкам специалисты установили, что Гавриил Палибин был начальником чертежной мастерской в Межевой канцелярии. Под обоями нашли его хозяйственные счета, письма и ведомости.

«Обои хорошо сохранились, и мы оставили их для дальнейшего экспонирования. Стены оштукатурили и покрасили в спокойные тона, чтобы подчеркнуть выразительные образцы живописи двухсотлетней давности», — говорит архитектор.

Возле узкой лестницы, ведущей на второй этаж, замечаем зеркало печи с рисунками. Здесь орхидеи, репейник, ирисы, птицы, звери и даже средневековый замок. Но больше всего в глаза бросается кавалергард на коне в парадной форме и медной каске с плюмажем.

«Разнообразие рисунков объясняется тем, что печи в доме перекладывали во время достройки в 1850-е годы и старые изразцы решили не выбрасывать, а сложить в одном месте. Другие печи дома облицованы белым кафелем — по моде середины XIX века», — рассказывает Владислав Харитонов.

Печи уже давно не топят, но их оставили, чтобы гости особняка увидели интерьер того времени. Специалисты восстановили эмаль и убрали дефекты на изразцах, а также обновили печную фурнитуру, воссозданную в 1980-е годы по архивным данным, — вьюшки, заслонки и задвижки.

Щитовой паркет и фасады в диком цвете.

Важная часть работ в особняке — реставрация щитового паркета. По словам архитектора проекта, изначально реставраторы планировали воссоздать напольные покрытия двух типов: щитовой паркет и дощатый пол. В итоге решили воссоздать щитовой паркет из сосны во всех помещениях. Основанием для восстановления послужил фрагмент первоначального паркета, найденный при реставрации 1980-х годов в одном из помещений.

«Интерьеры XIX века не сохранились. Вся обстановка в доме новая, но сделана под старину. Двери, окна и подоконники тоже не подлинные. Но они находятся там же, где были в момент постройки здания. Вся дверная и оконная фурнитура сделана с учетом архивных данных и дает представление о том, какой она была 200 лет назад», — поясняет Владислав Харитонов.

Мы спускаемся в полуподвал. Когда-то он служил кухней, откуда блюда носили в столовую по небольшой лестнице. Здесь создали все условия для комфортного отдыха сотрудников будущего музея: кухню, обеденную зону с большим столом, несколько отдельных помещений. Специалисты смонтировали и новую слаботочную систему, отвечающую за работу всех инженерных коммуникаций особняка.

«Приспособление здания к современному использованию было очень деликатным. К примеру, все датчики у нас беспроводные, поэтому штробить стены под проводку не пришлось», — объясняет архитектор.

Сейчас в доме располагается Фонд Архангела Михаила, выступивший заказчиком всех реставрационных работ. Он откроет здесь постоянную выставочную экспозицию вышитых икон, а также мастерскую «Прикосновение».

Фото Ю. Иванко. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Александр I Павлович, император и самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проводник умеренно-либеральных реформ в России, внук Екатерины II.

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве

Новый облик памятника деревянного зодчества в Москве


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/126390073/
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...